Заголовок
 
Главная Биография Картины О нём История музея
 

История музея.

Музей

Дом, где открыта экспозиция, посвященная творчеству выдающегося мастера пейзажа, к жизни художника имеет косвенное отношение. В этом доме Морозов никогда не жил, но часто бывал в годы юности. Здесь проживала семья врача М.С. Вихмана, купившая часть дома в 1928г. Воспоминания детства и юности о людях, однажды принявших участие в жизни Александра и поддержавших его интерес к искусству, повлияли на выбор адреса будущего музея - ул. Багаева, д.57. «Здесь или нигде» - сказал А.И. Морозов.

Работа по созданию музея началась с изучения в архивах истории этого дома. Дом был построен в 1910г. австрийцем, дворянином по происхождению Л.П. Ауэром. В конце 1920-х гг. в доме жил Н.Г. Бурылин. В 1940-х гг. дом продавался частями и в последние годы, на правах частной собственности, домом владели три семьи.

В 1988г. А.И. Морозов оформил завещание на свою коллекцию живописи и графики, все свое имущество. Художник оформил дар городу с пожеланием создать в Иванове музей его творчества. В том же году было принято первое Постановление горисполкома о создании в доме по ул. Багаева, 57 музея - филиала Ивановского областного художественного музея. Но здание было освобождено только в 1994г.

Здание было интересно с точки зрения гражданской архитектуры: высокий фундамент, бревенчатый дом, высокая черепичная крыша. Люди, проживавшие здесь, вносили изменения в планировку и внешний вид здания. Появилось еще одно крылечко, несколько перегородок в комнатах и коридоре, исчезли летняя веранда и мансарда со стороны двора, а в 1972г. там появилась пристройка и небольшая веранда. Сохранить дом в первоначальном виде музейщикам не удалось, так как для восстановления требовались большие капиталовложения.

До 1996г. комплектованием мемориального фонда Морозова никто не занимался. Было небольшое количество отдельных фотографий, газет переданных кинорежиссером В.В. Ореховым. Сложность комплектования была в том, что Морозов ничего не давал из своего архива, хотя охотно рассуждал о будущем музее. Надо было как-то начинать эту работу. В 1996г. я убедила Александра Ивановича перевезти работы - живопись и графику из мастерской в Иваново. С коллекцией мы привезли и часть архива: документы, письма В.И. Цветаевой, ранние рисунки, ученические работы, личные вещи, инструменты, краски и т.д. Потом постепенно начали разбирать его квартиру. К концу 1996г. квартира тоже была просмотрена. Много ценных документов, писем, богатый фотофонд пополнили архив художника. А уже после смерти Александра Ивановича мы привезли все, что отражало быт художника, стиль его жизни - одежду, личные вещи, посуду и т.д. Весь этот материал предстояло разобрать, осмыслить, проанализировать. К нашему счастью, Морозов никогда ничего не выбрасывал, все хранил, даже черновики своих писем. Поэтому у нас оказались очень интересные документы с 1920-х гг. и до конца столетия.

Мы бережно перевезли все его вещи в таком виде, в каком хранил их Морозов. Передать внутренний мир человека в экспозиции музея, объяснить мотивы его поведения на примере бытовых вещей очень сложно. Необходимо было создание художественного проекта. Появилась острая нужда в специалисте художнике-дизайнере. Таким специалистом стал в нашем проекте художник театра им. К.С. Станиславского В.Н. Архипов. И это во многом определило и решило оригинальный дизайн нашей экспозиции. Виктор Николаевич знал А.И. Морозова, бывал у него в мастерской, знал его творчество. Это во многом облегчало общение с художником, совместную работу над проектом. Контакты сотрудников с художником были простроены на взаимном доверии. Каждая из сторон верили в профессионализм друг друга.

В нашей экспозиции вы не найдёте привычных для музейного оформления аннотаций, сопроводительных текстов. Вся экспозиция насыщена воспоминаниями А.И. Морозова о своей жизни. Художник сам рассказывает о себе. Его воспоминания выполнены на крафтовой бумаге с компьютерным подбором авторского почерка. Образная речь художника вносит в экспозицию непосредственность, сближает художника и посетителей, диалог становиться доверительней.

И пусть в этом доме А.И.Морозов не жил, и мы не воссоздали историческую мемориальность дома, но мы наполнили экспозицию богатым мемориальным фондом, вся экспозиция построена только на подлинных предметах. В этом доме Морозов родился как художник, здесь он осознал и определил свою судьбу, а мы сделали попытку поразмышлять о жизни художника, нашего современника.

Нам ещё трудно оценить масштаб личности А.И. Морозова, но мне думается, мы на правильном пути. В этом я убеждаюсь, общаясь с посетителями. Они хотят прийти в этот дом снова и снова. У музея А.И. Морозова большое будущее.

Л.П. Соловьева. Мемориальный музей. Современная интерпретация. // Сборник Комитета по культуре и искусству Ивановской области, 2002г. С. 158-165.

В залах музея.

(Мои личные фото.)

Фото 1 2.jpg
Фото 3
Фото 4
Фото 4
Фото 6
Фото 8
Фото 5
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Музей А.И.Морозова
Hosted by uCoz